САДЫКОВ БОРИС ФАГИМОВИЧ, к.б.н., доцент. Email: boris.sadykov@gmail.com. +7 (927)-32-32-052
САДЫКОВ БОРИС ФАГИМОВИЧ, к.б.н., доцент. Email: boris.sadykov@gmail.com. +7 (927)-32-32-052

Типы генетических задач

Здравствуйте, уважаемые читатели блога репетитора биологии по Скайпу  biorepet-ufa.ru.

Сегодняшней статьей начинается серия постов по решению генетических задач.

Не знаю как вас, но меня всегда удивляют какими меткими  являются поговорки. Например:  «Не зная броду — не суйся в воду».  Всего несколько слов, но как точно отражают они то, что мне сейчас придется излагать своим далеко не лаконичным языком.

А говорить мы  с вами будем вот о чем. Смысл любых генетических заданий — это углубить наше понимание сущности процессов познания наследования  признаков. Задачи по генетике имеют единые принципы решения.  Но, чтобы правильно использовать эти принципы,  надо прежде всего понять к какому типу генных взаимодействий относится предлагаемая  задача.

Вот вы хорошо разбираетесь в основах генетики из учебников или дополнительно изучили еще и  мою книгу.  Знаете, что информация о любых признаках организма (или что тоже самое о белках данного организма) записана в ДНК в виде конкретной последовательности нуклеотидов, называемой генами. Понимаете, что, понятия: ген, белок, признак  — тождественны,  они лишь в разной степени оттеняют смысл одного и того же явления наследования признаков.

                                                   Вам так же ясно и то,

что в одной молекуле ДНК  или хромосоме (так называется сильно спирализованная молекула ДНК во время клеточного деления) записана информация об огромном количестве признаков. К тому же мы еще знаем, что информация о каждом признаке в клетках  всех диплоидных (с двойным набором ДНК) организмов записана дважды.

То есть,  существует чаще всего два, так называемых аллеля одного гена, отвечающих за один и тот же признак, но они могут быть либо в одинаковом и А  или  а и а), либо в разных альтернативных состояниях и а).

Так вот, часть задач по генетике связана с изучением  взаимодействий именно  этих  аллельных генов. Почему пишу «часть задач»? Потому что за фенотипическое проявление некоторых определенных признаков организма может  отвечать более чем одна пара аллельных генов.

Поэтому,  другая часть задач по генетике связана с изучением различных возможных форм воздействий друг на друга именно  этих разных неаллельных генов, но отвечающих за  фенотипическое проявление одного определенного признака. Это и будут типы задач на изучение взаимодействия неаллельных генов.

                                          Чтобы правильно решить задачу,

надо прежде всего определиться:  о каких генах идет речь в задаче  аллельных  или неаллельных. 

Для ориентации в дальнейшем «с какого боку» приступить к решению той или иной задачи по генетике, в этой вводной статье,  я привожу лишь систематизацию самих названий   основных типов взаимодействий аллельных и неаллельных   генов.

Пишу  «основных», так как в табличке указаны названия не всех, а именно основных   типов взаимодействий аллельных и неаллельных генов,  вполне достаточных, чтобы понять саму суть явления наследования признаков.

Именно задачи на эти типы генных взаимодействий разбираются в школьном профильном курсе общей биологии и могут быть включены в варианты заданий единого государственного экзамена части 2. А для учащихся высших учебных заведений для освоения предмета «Общая генетика» — эти знания совершенно необходимы.

__________________________________________________________________________________________

                 Основные типы взаимодействия генов

                 Аллельные  гены                          Неаллельные гены

                 1. Полное доминирование                    1. Комплементарное действие генов

                 2. Неполное доминирование                                2. Эпистаз 

                      3. Кодоминирование                                       3. Полимерия

               4. Множественный аллелизм                              4. Плейотропия

_______________________________________________________________________________________

Да уж, в самих терминах бы не запутаться какие из них  относятся к взаимодействиям  аллельных, а какие к взаимодействиям  неаллельных   генов.  Но, главное, надо же еще хорошо понимать, что   они собой представляют — этим  вопросам  и будут посвящены следующие посты данной рубрики блога.

******************************************************************
У меня на блоге вы можете приобрести  ответы на все тесты ОБЗ ФИПИ за все годы проведения экзаменов  по ЕГЭ и ОГЭ (ГИА).

Репетитор по биологии Садыков Борис Фагимович, 1956 г. рождения. Кандидат биологических наук, доцент. Живу в замечательном городе Уфе. Преподавательский стаж с 1980 года. Репетитор биологии по Скайпу.
Б. Основы генетики | взаимодействия аллельных геноввзаимодействия неаллельных геновжизньзадачи по генетикекодоминированиекомплементарное действие геновмножественный аллелизмнаследование признаковнеполное доминированиеплейотропияполимерияполное доминированиерепетитор биологии по Скайпутипы взаимодействий геновэпистаз | 3 комментария
Отзывов (3)
  1. Дмитрий

    Здравствуйте, Борис Фагимович. Пара вопросов:
    1. Кодон и триплет — это одно и тоже?
    2. Редукционное деление — это мейоз 1, мейоз 2 или мейоз в целом?

    Ответить
    • Борис Садыков

      Очень хорошие у Вас вопросы, Дмитрий.
      1. Когда речь идет о ДНК, то произносим только «триплеты ДНК». У и-РНК можно произнести и «триплет», и «кодон» как синонимы. Термин «кодон» выгоднее использовать, когда объясняем сам механизм трансляции: «кодону и-РНК должен соответствовать по принципу комплементарности азотистых оснований антикодон т-РНК» (мы же не говорим антитриплет т-РНК).
      2. Редукционное деление это образование клеток с половинным набором хромосом. Конечно, редукционным делением в целом называется весь процесс мейоза, приводящий к образованию из одной диплоидной (2n) клетки четырех гаплоидных (1n) клеток. Но в тестах бывают вопросы, когда надо конкретизировать: при каком мейозе 1 или 2 происходит редукция числа хромосом? Вот в этом случае следует отвечать: в мейозе 1. Действительно же, уже после мейоза 1 количество хромосом в клетках уменьшилось вдвое, но они (эти хромосомы) еще «не нормальные» 1n2c (каждая хромосома двухроматидная, такие клетки ни на что не годящиеся). Поэтому и нужен мейоз 2 (эквационное или уравнительное деление), протекающий по типу митоза, чтобы клетки были с нормальными (однохроматидными) по структуре хромосомами.

      Ответить
      • Дмитрий

        А у Вас хорошие пояснения. Спасибо.
        Да, вопрос возник как раз в процессе решения С5 про фазы мейоза.

        Ответить

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

девятнадцать + 12 =