САДЫКОВ БОРИС ФАГИМОВИЧ, к.б.н., доцент. Email: boris.sadykov@gmail.com. +7 (927)-32-32-052
САДЫКОВ БОРИС ФАГИМОВИЧ, к.б.н., доцент. Email: boris.sadykov@gmail.com. +7 (927)-32-32-052

Задачи на сцепленное наследование

Здравствуйте, уважаемые читатели блога репетитора биологии по Скайпу biorepet-ufa.ru.

Задачи на сцепленное наследование неаллельных генов по Т.Моргану, при сдаче ЕГЭ по биологии, оказываются сложными еще для бОльшего количества учащихся, чем задания по дигибридному скрещиванию неаллельных генов по Г.Менделю.

Подчеркну, что задачи на сцепленное наследование неаллельных генов ни в коем случае нельзя путать с задачами на анализирование закономерностей наследования признака, сцепленного с полом, то есть   признака организма, аллельные гены которого находятся только  в половых хромосомах X  или Y.

Закон  сцепленного  наследования  неаллельных генов   Т.Моргана  применяется  в задачах по генетике, где анализируется поведение как минимум ДВУХ  признаков,  гены которых находятся обязательно в одной  хромосоме  организма (как правило в аутосомах, но могут быть и в половых хромосомам),  При изучении же наследования сцепленного с полом, может изучаться и один признак, но обязательно «сидящий» в половой хромосоме.

Хорошо бы уяснить и тов чем  закон  сцепленного наследования Т.Моргана является  противоположностью третьему закону независимого наследования признаков Г.Менделя, установленному им при дигибридном скрещивании.  

а) по третьему закону Менделя при дигибридном скрещивании во втором поколении от скрещивания дигетерозигот (AaBb x AaBb) друг с другом образуется каждым из родителей с равной вероятностью (25%) по четыре сорта гамет AB, Ab, aB, ab.

б) по закону сцепленного наследования Моргана  от скрещивания дигетерозигот (без кроссинговера) будет образовываться  с равной вероятностью (по 50%) лишь  по два сорта гамет. Только AB и ab или Ab и aB (в зависимости от того, какие аллели генов с какими являлись изначально  сцепленными АВ//ab или Ab//aB).

Итак,  в задачах на сцепленное наследование надо определить какое   потомство получится, если изучаемые признаки, находятся не в разных (как по Менделю), а в одной и той же паре гомологичных родительских хромосом, то есть относятся к одной группе сцепления.

     А в чем проблема то

Поскольку анализируемые признаки в этом типе заданий относятся к одной группе сцепления,  они и должны наследоваться по закону Моргана сцеплено или совместно. Да, действительно, чаще всего так и происходит, но как вы помните, при образовании половых клеток в профазе I мейоза может происходить кроссинговер (обмен равноценными  участками гомологичных хромосом).

Да, интересен русский язык: пишу «может происходить«, подразумевая, что может и не происходить!

Так вот, с какой вероятностью возможен кроссинговер между  данными  в задаче парами анализируемых признаков, то есть с какой вероятностью  произойдет   нарушение закона их сцепленного наследования, что приведет к образованию у дигетерозигот не только  пары основных нерекомбинантных гамет (как должно быть без кроссинговера), а дополнительно еще  пары кроссоверных гамет (тогда всего образуется тоже четыре сорта гамет как-будто по Менделю, но не в равном соотношении) — это и предстоит определить.

Обращаю ваше внимание еще и вот на что: а) как происходит кроссинговер; б) и к чему он приводит в итоге. Без глубокого понимания этого момента трудно разобраться с сутью решения задач на сцепленное наследование.

Фактически: а) кроссинговер происходит за счет обмена  аллельными генами; б) приводит это к образованию новых сочетаний в хромосоме  неаллельных генов.

Для того, чтобы лучше разобраться в теме сцепленного  наследования, предлагаю к изучению свою новую платную книжку «Как решать задачи по генетике на сцепленное наследование«.

            Очень важно помнить  следующее правило Т.Моргана:

вероятность нарушения при мейозе сцепленного наследования (вследствие кроссинговера)  между неаллельными генами одной группы сцепления  прямо пропорциональна расстоянию между ними в хромосоме.

Я бы, как репетитор ЕГЭ по биологии, настоятельно рекомендовал это правило воспринимать в ранге закона, так как именно оно настолько универсально, что позволяет устанавливать генетические карты организмов и на нем построено решение почти всех задач по сцепленному наследованию. В последних учебниках биологии это правило даже не выделено курсивом?!

Таким образом, что получается? Чем дальше изучаемые гены находятся друг от друга в данной паре гомологичных хромосом, тем с большей вероятностью  при образовании половых клеток они будут наследоваться порознь, не совместно.

И  последнее, самое главное определение. Поскольку о расстоянии между неаллельными генами в хромосоме можно судить по частоте перекреста между ними, была введена единица измерения расстояния между генами: 1 сантиморган — сМ (более старый термин морганида). 1 сМ равен 1% перекреста.

Ниже приводятся лишь условия некоторых задач на сцепленное наследование, часть из которых была взята из тестовых заданий  ЕГЭ  2013 — 2016 гг.

Кто хочет хорошо разобраться  с решением генетических задач на сцепленное наследование, предлагаю свою новую платную книгу.  

В этой книге   «Как решать задачи по генетике на сцепленное наследование»  есть

небольшая   (но очень емкая) теоретическая часть

и даны подробные решения задач:

1) общего методического плана (28 задач);

2)  задач из ЕГЭ за прошлые годы (24 задачи) и

                               3) задачи на сцепленное наследование с кроссинговером (22 задачи).                                         

                                  ***************************************

У кого будут вопросы по книге,  пишите в комментариях   к этой статье. У меня на блоге вы можете приобрести  ответы на все тесты ОБЗ ФИПИ за все годы проведения экзаменов  по ЕГЭ и ОГЭ (ГИА).

Репетитор по биологии Садыков Борис Фагимович, 1956 г. рождения. Кандидат биологических наук, доцент. Живу в замечательном городе Уфе. Преподавательский стаж с 1980 года. Репетитор биологии по Скайпу.
Е. Единый Государственный Экзамен (ЕГЭ) | гаметыгруппы сцепленияЗадачи на сцепленное наследованиекроссинговерполовые хромосомырепетитор ЕГЭ по биологиирепетитор по биологии по Скайпсантиморгансдача ЕГЭ по биологиисМсцепленное наследование признаков | 78 комментариев
Отзывов (78)
  1. Мария

    Здравствуйте Борис Фагимович! Не встречала такого типа задач: Популяция европейцев по системе групп крови резус содержит 85% резус положительных индивидуумов. Определите насыщенность популяции рецессивным аллелем. Хотела применить Закон Харди–Вайнберга, но подумала, что здесь что-то другое, более запутанное. Подскажите, пожалуйста, свое мнение.

    Ответить
    • Борис Садыков

      Мария! Вы правильно решили, что это задание на применение формулы Харди-Вайнберга (ничего «запутаннее» и не бывает), так что к этой рубрике на сцепленное наследование она вовсе не подходит.

      Ответить
  2. Лиля

    Здравствуйте, Борис Фагимович! Не могли бы вы подсказать как решить подобную задачу (меня смущает наличие данных о кроссинговере у второй особи, которая является по условию дигомозиготой): У кукурузы гены, определяющие форму и окраску семян находятся в одной хромосоме (группы сцепления AB и ab). Гладкая форма доминирует над морщинистой, а окрашенные над неокрашенными. Дигетерозиготное растение скрещенно с морщинистым неокрашенным. У первого произошел кроссинговер по одной хроматиде с вероятностью 20%, а у второго по двум хроматидам с вероятностью 40%. Какова вероятность появления в F1 растений с окрашенными морщинистыми семенами?

    Ответить
    • Борис Садыков

      Здравствуйте, Лиля!
      Да, Лиля, при решении этой задачи информация о кроссинговере у второго растения, являющегося дигомозиготой, является совершенно излишней.
      Решая эту задачу с кроссинговером у первого растения, получим, что возможное число рекомбинантных растений с генотипом «окрашенные морщинистые» составит 10%.

      Ответить
  3. Ирма

    Cпасибо Вам за решение задач! Не зря купила вашу книгу по сцепленному наследованию. Наконец таки я разобралась в Задачах на сцепленное наследование!!!

    Ответить
    • Борис Садыков

      Ирма, а Вам спасибо за такой лаконичный комментарий. Написав слово «Задачи» с большой буквы, Вы буквально вытащили наружу, стоящую перед Вами проблему и тем самым подчеркнули значимость для Вас моего объяснения в книге.

      Ответить
  4. Ольга

    Здравствуйте. Помогите, пожалуйста, ответить на вопрос. При частоте кроссинговера 7% у особи с генотипом Ab/aB, гаметы АВ образуются с частотой… С какой частотой?

    Ответить
    • Борис Садыков

      Здравствуйте, Ольга. У особи с генотипом Ab//aB при частоте кроссинговера 7%, кроссоверных гамет AB и ab образуется по 3,5%.

      Ответить
  5. Анастасия

    Здравствуйте, помогите пожалуйста решить задачу! От скрещивания двух зеленых растений кукурузы было получено 78 зеленых и 24 белых растения (альбиносы). При самоопылении одного из исходных зеленых растений получили 318 зеленых и 102 белых растений, а при самоопылении другого исходного зеленого растения – 274 зеленых и 208 белых. Каковы генотипы исходных зеленых растений? Объясните результаты скрещивания.

    Ответить
    • Борис Садыков

      Здравствуйте, Анастасия! Задачи решаю платно, так как оформлять решение приходится очень долго. Советую Вам научиться решать задачи самой. Можете купить мою книжку на сцепленное наследование.

      Ответить
  6. Татьяна

    Здравствуйте, Борис Фагимович!
    Помогите ответить на вопрос досрочного ЕГЭ 2017 года № 23. Этот вариант размещен на сайте ФИПИ. На рисунке изображен митоз? Заранее спасибо.

    Ответить
    • Борис Садыков

      Здравствуйте, Татьяна! Нет, ясно, что не митоз. Если бы Вы разместили свой комментарий к статье на блоге «Мейоз II — проблемы в понимании», Вы бы сами всё четко для себя прояснили. При чем здесь «Задачи на сцепленное наследование»?
      В метафазу митоза по экватору выстраивается весь диплоидный набор двухроматидных хромосом клетки. Раз клетка диплоидная, то у каждой хромосомы есть её гомолог. Эти гомологичные хромосомы должны иметь на схеме одинаковые размеры. Здесь же нет гомологов. Поэтому на схеме изображена метафаза мейоза II. Седьмой ответ к рисунку в другой моей статье тоже посвящен этому вопросу.

      Ответить
  7. Марк

    Здравствуйте! Объясните пожалуйста: как изобразить пептид из 10 аминокислот и отрезок ДНК размером 30 пар нуклеотидов, определить какой белок закодирован. Большое спасибо за прошлый ответ.

    Ответить
    • Борис Садыков

      Здравствуйте, Марк. А причем здесь задачи на сцепленное наследование? Этот вопрос совсем здесь не к месту. Его надо было задавать в комментариях к статье «Биологические матрицы и биосинтез белка» Постройте (сочините) любую последовательность из 30 штук нуклеотидов одной из цепей ДНК. Сразу записывайте из по тройкам (триплетами). Например: АТГ ГЦЦ ТТГ ЦАА и т.д (придумайте 10 любых триплетов). Постройте по 30-ти нуклеотидам (десяти триплетам) вашего фрагмента ДНК по правилу комплементарности азотистых оснований фрагмент цепи и-РНК: УАЦ ЦГГ ААЦ ГУУ и т.д. Для 10-ти триплетов и-РНК по таблице генетического кода найдите последовательность аминокислот: тир-арг-асн(это аспарагин, а не асп — аспарагиновая кислоота) — вал и т.д. Вообще то, Марк, на блоге есть меню «Содержание», прочитав соответствующую статью, с данным заданием Вы справились бы сами.

      Ответить
  8. Марк

    Здравствуйте! Помогите решить задачу. В анализирующем скрещивании дигетерозиготы произошло расщепление: 42,4% — АВ; 6,9% — Ab; 7,0% — aB и 43,7% -ab. Объясните расщепление. Если гены сцеплены, то на каком расстоянии они находятся? Что получится, если дигетерозиготы скрестить между собой?

    Ответить
    • Борис Садыков

      Здравствуйте, Марк!
      Поскольку мы видим, что от скрещивания дигетерозиготы АаВb c гомозиготой по рецессиву aabb (в этом суть анализирующего скрещивания), большая часть организмов (примерно по 43%) имела в генотипе алели A и B, а также a и b, то исходно в дигетерозиготе эти пары аллелей и были сцепленными. Можем записать генотип дигетерозиготы в виде AB//ab. Поскольку процент кроссинговера (образование в небольшом количестве геномов Ab и aB, в сумме примерно 14%) прямо пропорционален расстоянию между генами, то это расстояние и будет равно 14 сантиморган (или 14 морганид, что не совсем верно). При скрещивании таких дигетерозигот друг с другом AB//ab х AB//ab надо построить решетку Пеннета. Но эта решетка будет не обычная как для Менделевского независимого дигибридного скрещивания, когда мы вовсе не задумываемся о численности всех возможных 4-х типов гамет (потому что их там поровну по 25%), а записать в решетку по вертикали и горизонтали типы гамет с разным количеством: AB 43%, ab 43%, Ab 7%, aB 7%. Конечно же, расщепление по фенотипу не будет соответствовать 9:3:3:1 как при независимом наследовании.

      Ответить
  9. Ксения

    Уважаемый Борис Фагимович!
    Помогите, пожалуйста, разобраться с задачей.
    У дрозофилы белоглазие и нормальное строение брюшка определяются рецессивными генами Х-хромосомы. Скрестили дигетерозиготную самку и самца с красными глазами и аномальным брюшком. Получили 398 самок с красными глазами и аномальным брюшком и 400 самцов, из которых 194 такие же, как самки, 194 — белогазые, норм. брюшко, 6 — белоглазые, аномалия брюшка и 6 — красные глаза, норм. брюшко. Определить генотип родителей и потомков, расстояние между генами.
    Буду очень признательна.

    Ответить
    • Борис Садыков

      Здравствуйте, Ксения.
      Решение задачи, похожей на Вашу, разбирается в моём платном сборнике «Как решать задачи по генетике на сцепленное наследование» (задача 19 стр. 54). Самая глубокая Ваша «признательность» может быть выражена в том, что Вы прочитаете 15 страничек введения и решения подобных заданий не будет вызывать у Вас затруднений. Если после изучения книги у Вас останутся какие-то вопросы по этой задаче, тогда я помогу Вам с решением.

      Ответить
  10. Дарья

    Здравствуйте, можете помочь с задачей.
    У кукурузы гены, обусловливающие фертильность пыльцы и матовую поверхность листьев, локализованы в одной хромосоме. Нормальная фертильность (F) является доминантной по отношению к пониженной (f), а матовая поверхность листа (G) доминантна по отношению к глянцевой (g). При скрещивании гомозиготного растения, имеющего пониженную фертильность и матовую поверхность листьев, с растением, имеющим нормальную фертильность и глянцевую поверхность листьев, получили 52 гибрида F1, от переопыления которых получили 800 растений F2.
    1. Сколько разных типов гамет может образовать растение F1?
    2. Сколько растений F2 могут иметь оба доминантных признака?
    3. Сколько разных генотипов может быть в F2?
    4. Сколько растений F2 могут иметь пониженную фертильность и матовые листья?
    5. Сколько растений F2 могут иметь оба признака в рецессивном со- стоянии?

    Ответить
  11. Ольга

    Подскажите пожалуйста ответ к этой задаче:
    Количество возможных вариантов гамет у особи с генотипом AABb

    Ответить
    • Борис Садыков

      Количество всевозможных гамет у особи определяется количеством альтернативных, гетерозиготных аллельных генов (n) в представленном генотипе по формуле 2 в степени n. В вашем примере только гены В и b находятся в гетерозиготном состоянии (а гены А в гомозиготном), поэтому количество возможных вариантов гамет у особи с генотипом AABb будет 2 в первой степени = 2 (это гаметы AB и Ab). Только причем здесь задачи на сцепленное наследование?

      Ответить
  12. Кирилл

    Здравствуйте, Борис Фагимович! «Какие типы гамет будет иметь организм DdPp если расстояние между D и р 50 морганид»? В замешательстве. Не подскажете, как решить?

    Ответить
    • Борис Садыков

      Здравствуйте, Кирилл! Дигетерозигота при независимом наследовании по Менделю (когда изучаемые признаки находятся в разных парах гомологичных хромосом) образует с равной вероятностью по 25% 4-ре типа гамет: DP, Dp, dP,dp. Поскольку здесь указано расстояние между аллеями генов D и p, значит в этом задании речь идет о сцепленном наследовании по Моргану. Причем, в одной хромосоме сцепленными будут доминантный аллель гена D и рецессивный аллель гена р, значит в другой хромосоме аллель гена d-малое сцеплен с аллелем Р-большое. Поэтому организм с указанным генотипом будет образовывать в норме (без кроссинговера) всего два типа гамет Dp и dP. Но, поскольку, в этом задании указано еще и конкретное расстояние между генами в хромосоме 50 морганид (правильнее написать 50 сантиморган или 50 сМ), то при мейозе будут образованы еще и такие рекомбинантные (кроссоверные) гаметы как DP и dp. Их будет по 25% (то есть при 50% кроссинговере всех четырех типов гамет у такой дигетерозиготы будет поровну, как было бы при независимом наследовании по Менделю).
      Самое важное на что здесь следует обратить внимание. Есть «бесхитростные задания», где указывается расстояние между генами в хромосоме более 50 сантиморганид. Так вот, и в этих случаях количество новых рекомбинантных гамет не может превышать доли исходных гамет (всех четырех типов гамет и в таких случаях будет по 25%).

      Ответить
  13. Алена

    Здравствуйте, можете помочь с задачей. От скрещивания двух растений лука с красными луковицами номер 1 и номер 2 в F1 получилось 94 растений с красными и 28 с желтыми луковицами. Для выяснения генотипов растений номер 1 и номер 2 они были подвергнуты самоопылению. В результате самоопыления растения номер 1 получили 130 растений с красными, 42 — с желтыми и 61 — с белыми луковицами. А в результате самоопыления растения номер 2 получили 129 растений с красными и 40 с желтыми луковицами. Объясните результаты, определите генотипы исходных растений.

    Ответить
  14. Анна

    Здравствуйте, пожалуйста, помогите с решением задачи…
    Синдром дефекта ногтей и коленной чашечки детерминирован полностью доминантым аллелем аутосомного гена. На расстоянии 10 сантиморган от него находится локус групп крови системы АВО. Один из супругов имеет кровь 2 группы, другой — 3 группу. У супруга с кровью 2 группы есть дефект ногтей и коленной чашечки. Известно, что его отец имел кровь 1 группы и не имел этих аномалий, а мать с кровью 4 группы, имела оба дефекта. Супруг, имеющий кровь 3 группы, здоров и гомозиготен по обеим парам аллелей. Определить вероятность рождения в этой семье детей, страдающих дефектов ногтей и коленной чашечки. Кровь каких групп может быть у них?

    Ответить
    • Борис Садыков

      Здравствуйте, Анна! Я написал платную книгу «Как быстро научиться решать задачи по генетике». В этой книге есть решение этой задачи с подробным объяснением.

      Ответить
  15. София

    Здравствуйте, составьте схему, пожалуйста…
    Какова последовательность действий селекционера при выведении сортов путем межлинейной гибридизации?

    Ответить
    • Борис Садыков

      Здравствуйте, София.
      Сначала надо получить множество разных чистых линий, например, линии A, B, C, D. Затем, производят всевозможные межлинейные скрещивания для выявления гибридов с наилучшими показателями, то есть таких гибридов, где будет наблюдаться явление гетерозиса. Например, хорошими могут оказаться гибриды AB и CD. В дальнейшем даже можно скрещивать такие гибриды между собой и получать двойные гибриды ABCD еще с большими проявлениями эффекта гетерозиса.

      Ответить
  16. Катерина

    Здравствуйте, Борис Фагимович!
    Прошу помочь мне разобраться с решением задачи. Заранее благодарю!
    У кукурузы доминантные гены коричневой окраски и гладкой формы семян сцеплены и локализованы в одной хромосоме, а рецессивные гены белой окраски и морщинистой формы — в другой гомологичной хромосоме. Какое по генотипу и фенотипу потомство следует ожидать при скрещивании дигетерозиготного растения с белыми гладкими семенами с гомозиготным растением, имеющим тёмные гладкие семена. В мейозе происходит кроссинговер. Определите гаметы, вырабатываемые родителями, без кроссинговера и после кроссинговера.

    Ответить
    • Борис Садыков

      Здравствуйте, Катерина! Обозначим: А — ген коричневой окраски, а-малое — аллельный ему ген белой окраски; В — ген гладкой формы семян, b — аллельный ему ген морщинистой формы. Поскольку сказано, что доминантные аллели генов находятся в одной хромосоме, а рецессивные в другой, то мы можем написать генотип дигетерозиготного растения AB//ab (и, конечно же, сразу видим, что в задании опечатка: дигетерозиготное растение AaBb никак не может быть «белым», оно может быть только коричневым). Поэтому далее решать это задание не имеет смысла.

      Ответить
  17. Сергей

    Здравствуйте, помогите, пожалуйста, с задачей.
    При скрещивании дигетерозиготных самок дрозофилы с рецессивными самцами получены следующие результаты:
    а) AB:Ab:aB:ab = 25%:25%:25%:25%;
    б) AB:Ab:aB:ab = 45%:5%:5%:45%;
    в) AB:Ab:aB:ab = 5%:45%:45%:5%.
    Определите, сцепленное или независимое наследование генов наблюдается для этих случаев. Покажите локализацию генов в хромосомах для каждого случая и определите расстояние между генами для сцепленного наследования.
    Я так понимаю, что а)независимое наследование (A/a; B/b); б)сцепленное (AB//ab; 10 морганид=>процент кроссинговера 10%); в)сцепленное (Ab//aB;10 морганид=>процент кроссинговера 10%). (1 морганид — 1% кроссинговера) Верно?

    Ответить
    • Борис Садыков

      Здравствуйте, Сергей.
      Уже было недавно похожее задание с таким же не совсем корректным условием. «При скрещивании дигетерозиготных самок дрозофилы с рецессивными самцами получены следующие РЕЗУЛЬТАТЫ: а) AB:Ab:aB:ab = 25%:25%:25%:25%; б) AB:Ab:aB:ab = 45%:5%:5%:45%; в) AB:Ab:aB:ab = 5%:45%:45%:5%». Результатами скрещивания являются ГЕНОТИПЫ образующегося потомства, а здесь представлены количественные соотношения гамет, образуемых самками. Действительно, эти соотношения гамет мы можем вычислить только на основе подсчета количества разнообразного по фенотипу потомства. Правильнее было бы в условии задачи написать «обнаружены следующие соотношения гамет самок».
      Да, Сергей, Вы правильно решили задачу. Только в пунктах б) и в) кроме основных гамет (исходных), которые Вы указываете, надо бы написать и рекомбинантные гаметы. Да, поскольку кроссинговер составляет 10%, то расстояние между генами А и В равно 10 морганид (правильнее было бы, конечно, писать 10 сантиморган, так как «морганидой» называется расстояние, равное всей хромосоме).

      Ответить
      • Сергей

        Спасибо Вам большое, Борис Фагимович!

        Ответить
  18. Светлана

    Добрый день! Подскажите, пожалуйста, что значит изобразите схему сперматогенеза при количестве хромосом 2п=6?

    Ответить
    • Борис Садыков

      Здравствуйте, Светлана! А какое отношение имеет сперматогенез (это мейоз — мейотическое деление клеток, находящихся в мужских гонадах — семенниках) к решению генетических задач на сцепленное наследование? Самые общие схемы сперматогенеза и овогенеза есть в соответствующей главе любого учебника по общей биологии. Надо знать как называются фазы сперматогенеза, соответствующие определенным стадиям мейотического цикла. Схему мейоза с 3-мя парами хромосом (2n = 6) можно посмотреть, например, вот здесь. Это, конечно, упрощенная схема на примере 2n = 6 (представьте себе, что было бы, если бы изображали настоящую схему сперматогенеза человека с количеством хромосом 2n = 46).

      Ответить
  19. Елизавета

    Здравствуйте, Борис Фагимович. Ответьте пожалуйста на вопрос. Как будет наследоваться признак при:
    а) неравной вероятности образования всех типов гамет
    б) неравной вероятности встречи разных типов гамет

    Ответить
    • Борис Садыков

      Здравствуйте, Елизавета.
      а) при моногибридном скрещивании гетерозигот друг с другом расщепление не будет соответствовать 3:1, а при скрещивании гетерозиготы с рецессивной гомозиготой расщепление не будет соответствовать 1:1; при дигибридном скрещивании не будет расщепления 9:3:3:1;
      б) всё тоже самое, но еще и не будет равного соотношения в потомстве мужских и женских особей.

      Ответить
      • Елизавета

        Спасибо.

        Ответить
  20. Юлия

    Здравствуйте, Борис Фагимович, зашла случайно на Ваш сайт, не могли бы Вы помочь мне с решением задачи, пожалуйста!
    У человека рецессивный ген с обусловливает цветовую слепоту (протанопию), а рецессивный ген d—мышечную дистрофию Дюшена. Оба признака наследуются сцепленно с полом. По родословной одной многодетной семьи были получены следующие данные: здоровая женщина с нормальным зрением, отец которой страдал мышечной дистрофией, а мать — нарушением цветового зрения, вышла замуж за здорового мужчину с нормальным цветовым зрением. От этого брака родилось 8 мальчиков и 3 девочки. Из них 3 девочки и один мальчик были здоровы и имели нормальное зрение. Из остальных семи мальчиков 3 страдали мышечной дистрофией, 3 — цветовой слепотой и 1 — обоими заболеваниями. По этим данным была дана приблизительная (ввиду малочисленности материала) оценка расстояния между генами c и d. Укажите это расстояние.

    Ответить
    • Борис Садыков

      Здравствуйте, Юлия! Мне нет смысла решать за Вас вашу задачу. Я занимаюсь обучением решению задач. Что толку, что я Вам её решу. Вы пока не разобрались, что эта задача на наследование сцепленное с полом, а не просто на сцепленное наследование по Моргану. Купите МОЮ КНИГУ, изучите решенные там задачи (есть задача почти копия вашей). Если и после этого будут проблемы с решением этой задачи, я Вам её решу с объяснением.

      Ответить
  21. Светлана

    Борис Фагимович, помогите с задачей! Два высокорослых растений томата с шаровидными плодами были опылены пыльцой низкорослого растения с грушевидными плодами. В 1 скрещивании получились все растения с высокорослыми шаровидными плодами. Во втором скрещивании таких же форм получилось расщепление: 5 высокорослых с шаровидными плодами, 32 высокорослых с грушевидными, 28 низкорослых с шаровидными 7 низкорослых с грушевидными. Очевидно, что в первом скрещивании участвуют родители с генотипами АВ//АВ и аb//аb и получаем всё потомство АВ//аb. Во втором скрещивании АВ//аb и аb//аb получаем некроссоверы АВ//аb и аb//аb, кроссоверы Аb//аb и аВ//аb. А в задаче наоборот, не могу понять?

    Ответить
    • Борис Садыков

      Под вторым скрещиванием здесь подразумевается не как обычно то, что мы скрещиваем потомство от первого поколения, имеется в виду совсем отдельное скрещивание. Внимательнее вчитайтесь в самое начало условия вашей задачи «Два высокорослых растений томата с шаровидными плодами…» То есть во втором скрещивании опыляется второе растение (с таким же фенотипом как первое, но с другим генотипом). Исходя из результатов второго скрещивания мы и можем сделать вывод о генотипе этого второго растения. О том, что у него сцепленными являются аллели A с b и a с B, то есть его генотип не AB//ab как Вы пишите, a Ab//aB.

      Ответить
      • Светлана

        А как тогда писать гаметы в первом скрещивании?

        Ответить
        • Борис Садыков

          Поскольку в первом скрещивании получились все высокорослые шаровидные, значит генотипы родительских форм были AB//AB и ab//ab, а их гаметы соответственно AB и ab. (Вообще-то, Светлана, мне кажется, что этот вопрос задаете не Вы, а кто-то под Вашим емэйл вошел).

          Ответить
          • Светлана

            Борис Фагимович, это я задаю вопрос, что то давно не решала эти задачки. Всё верно и я так пишу, в первом поколении получаются АВ//аb, Затем скрещиваем АВ//аb и аb//аb, гаметы у этих особей некроссоверы АВ и аb, кроссоверы Аb и аВ так ведь? Если я не разберусь позвоню Вам в скайп, можно?

            Ответить
            • Борис Садыков

              Светлана, я же вам ответил ранее, что для второго скрещивания Вы берете совсем не те растения (вернее материнское растение совсем не это). Смотрите мой предыдущий ответ на этот Ваш вопрос от 13 октября в 22-18. Я же написал, что Вы не то материнское растение берете для второго скрещивания. Оно не даст Вам нужного в задании расщепления. Читайте условие задачи с самого начала очень внимательно, отключите свое трафаретное мышление и решайте то, что спрашивается. Зачем Вы берете для второго скрещивания растение, полученное в первом поколении? Где об этом говорится? Говорится о двух исходно взятых материнских растениях: одно не дало расщепления в потомкстве, а второе дало расщепление, по которому (этому расщеплению), мы делаем вывод, что генотип второго материнского растения был Ab//aB, а не AB//ab. Но я же переписываю второй раз одно и тоже…

              Ответить
  22. Женя

    Спасибо Вам огромное за ваши подробные объяснения каждой задачи, Вы мне очень помогли. Я раньше совсем ничего не понимала, как ни старалась. Желаю Вам всего хорошего 🙂

    Ответить
    • Борис Садыков

      Спасибо за комментарий. И Вам, Женя, всего самого наилучшего!

      Ответить
  23. Valeriya

    Здравствуйте, Борис Фагимович! Не могли бы вы помочь решить задачу? Задача. Напишите гибриды следующих организмов, образуйте сорта гамет, определите генотипы гибридов F1:
    а) по первому признаку организм является доминантной гомозиготой, а по второму — гетерозиготой.
    б) по первому признаку организм является гетерозиготой, а по второму — рецессивной гомозиготой.

    Ответить
    • Борис Садыков

      Здравствуйте, Валерия! Надо бы хоть чуть-чуть разбираться в генетических терминах. Ну какой толк будет от того, что я сейчас Вам напишу ответы? Ваше задание касается характеристики аллельных генов (генов, отвечающих за один и тот же признак). При чем здесь СЦЕПЛЕННОЕ НАСЛЕДОВАНИЕ???
      а) Генотип AABb, гаметы AB, Ab;
      б) Генотип Aabb, гаметы Ab, ab.
      Скрещивание AABb * Aabb —> F1: AABb, AAbb, AaBb, Aabb.

      Ответить
  24. anna

    Здравствуйте! Очень рада, что вы помогаете решать задачи!
    Моя задача состоит вот в чем:
    у томата высокий рост доминирует над низким, гладкий эндосперм — над шероховатым. Эти признаки сцеплены. От скрещивания высоких растений с гладким эндоспермом с низкими растениями с шероховатым получено расщепление: 218 высоких растений с гладким эндоспермом, 10 — высоких с шероховатым, 7 — низких с гладким, 199 — низких с шероховатым. Определите расстояние между генами. (распишите поподробнее задачу) заранее спасибо!

    Ответить
  25. Миланна

    Здравствуйте. Помогите пожалуйста с решением: У кукурузы ген g детерминирует желтую окраску проростков, а ген n признак блестящих листьев. Эти гены наследуются сцеплено и являются рецессивными по отношению к признакам зеленых проростков и матовых листьев, а расстояние между ними составляет 24 морганиды. Определите, сколько типов кроссоверных и некроссоверных гамет и в каком количестве продуцирует особь генотипа GN//gn и Gn//gN.

    Ответить
    • Борис Садыков

      Милана, не совсем верно перепечатали (или была ошибка в задании) концовку последнего предложения. Спрашивается: «…в каком количестве продуцирует особь генотипа GN//gn и Gn//gN». Но представлены то здесь два разных генотипа, то есть две особи. Значит в этом задании два похожих задания. Приведу решение для первой указанной особи с генотипом GN//gn (а для второй, если это надо, решите сами по аналогии).
      Особь с генотипом GN//gn будет давать некроссоверные гаметы GN и gn 76% (по 38%) и кроссоверные гаметы Gn и gN 24% (по 12%).

      Ответить
  26. Ivan

    Здравствуйте, подскажите какой процент и как его получить ! Черная окраска шерсти и висячее ухо у собак доминируют над коричневой окраской и стоячим ухом. Скрещивались чистопородные черные собаки с висячими ушами с собаками, имеющими коричневую окраску шерсти и стоячие уши. Гибриды скрещивались между собой. 1) Какая часть щенков F2 фенотипически должна быть похожа на гибрид F1? 2) Какая часть гибридов F2 должна быть полностью гомозиготна? 3) Какая часть щенков F2 должна быть с генотипом, подобным генотипу гибридов F1?

    Ответить
    • Борис Садыков

      Здравствуйте, Иван!
      Эта задача не на сцепленное наследование по Моргану, а, наоборот, на независимое наследование друг от друга двух признаков, установленное Менделем при дигибридном скрещивании. В любом учебнике есть традиционная решетка Пеннета для скрещивания дигетерозигот друг с другом, которую надо построить и Вам для решения этой задачи. Разберитесь хорошенько с Менделевским примером на горохе по дигибридному скрещиванию. Замените окраску семян гороха на окраску шерсти собак (А и а), форму семян гороха на форму ушей (B и b).
      Из решетки Пеннета мы видим, что от скрещивания AaBb x AaBb во втором поколении получится 9 генотипических классов потомства: 1AABB, 2AABb, 1AAbb, 2AaBB, 4AaBb, 2Aabb, 1aaBB, 2aaBb, 1aabb и 4-ре фенотипических классов потомства: 9A-B-, 3A-bb, 3aaB-, 1aabb.
      Ответы: 1) 9/16 (9A-B-. Здесь вместо радикала «-«, может находиться как доминантный, так и рецессивный аллель); 2) 4/16 или 1/4 (1AABB, 1AAbb, 1aaBB, 1aabb); 3) 4/16 или 1/4 (4AaBb).

      Ответить
      • Ivan

        спасибо

        Ответить
  27. Рейдж

    В задаче №8 указано расстояние в 50 морганид. Также дальше в объяснении вы говорите, что может пройти кроссинговер. Но ведь, если расстояние 50 морганид и более, то гены наследуются независимо.

    Ответить
    • Борис Садыков

      Да, при расстоянии 50 морганид и более гены наследуются независимо, то есть всё будет как и при независимом наследовании по Менделю. А при независимом наследовании дигетерозигота AaBb с равной вероятностью по 25% дает 4-ре типа гамет (AB, Ab, aB, ab). Поэтому здесь останутся и исходные материнские (не рекомбинантные) гаметы XaD,XAd, и появятся новые рекомбинантные гаметы XAD,Xad и всех гамет (и «старых», и новых) будет по 25%.

      Ответить
  28. Виктория

    Добрый день, Борис Фагимович! Помогите разобраться с задачей. У кукурузы рецессивный ген «укороченные междоузлия» (b) находится в одной хромосоме с рецессивным геном «зачаточная метелка» (v).При проведении анализирующего скрещивания дигетерозиготного растения, имеющего нормальное строение муждоузлий и нормальную метелку, получено потомство: 48% с нормальными междоузлиями и нормальной метелкой, 48% с укороченными междоузлиямии и зачаточной метелкой, 2% с укороченными междоузлиями и нормальной метелкой, 2% с нормальными междоузлиями и зачаточной метелкой, Определите генотип родителей, объясните полученные результаты. Какой закон наследственности проявляется в данном случае?

    Ответить
    • Борис Садыков

      Здравствуйте, Виктория! Задача, похожая на вашу, подробно разбирается в моей платной книжке «Как быстро научиться решать задачи по генетике» (задача 5, стр. 40) Если возникнут вопросы по оформлению решения этой задачи после приобретения книги, тогда я помогу.

      Ответить
  29. Светлана

    Добрый день, Борис Фагимович! Проверьте, пожалуйста, решённую мною задачу, подскажите, если что не так. Задача следующего содержания: доминантные, аутосомные гены коричневой окраски и гладкой формы семян у кукурузы сцеплены и находятся в одной хромосоме на расстоянии 7 морганид. Рецессивные гены белой окраски и морщинистой формы семян лежат в другой гомологичной хромосоме. Скрещено гетерозиготное растение по обоим признакам с коричневыми и гладкими семенами с гомозиготным по обоим рецессивным признакам растением. Какие из семян в потомстве являются результатом кроссинговера и сколько процентов от общего количества семян они составляют? Мой ответ:Результатом кроссинговера являются семена с коричневой окраской морщинистой формой (Аb//аb), и белой окраской гладкой формой (аВ//аb). Они составляют 14% от общего количества семян(7% коричневые морщинистые, 7% белые гладкие). Заранее благодарна.

    Ответить
    • Борис Садыков

      Светлана, здравствуйте! Да, результатом кроссинговера являются семена коричневые морщинистые(Аb//аb), и белые гладкие (аВ//аb), но дальше Вы написали неверно. Все кроссоверные особи составляют 7% от общего количества семян (3,5% коричневые морщинистые и 3,5% белые гладкие).

      Ответить
      • Светлана

        Борис Фагимович, разбираюсь с задачей. В задаче было бы написано: гены окраски и формы семян находятся на расстоянии 7 морганид. А в задаче написаны конкретные признаки коричневая окраска и морщинистая форма, или это не имеет значения. 7 % кроссинговера и они приходятся по 3,5 % на коричневые морщинистые и белые гладкие.

        Ответить
        • Борис Садыков

          7% кроссинговера означает, что возможно образование 7% кроссоверных гамет, которые образуют 7% «необычных» генотипов потомства: 93% потомства будет от исходных некроссоверных гамет и 7% потомства от кроссоверных гамет. Значит рекомбинантного (кроссоверного) потомства всего 7% (по 3,5% каждого фенотипа).

          Ответить
          • Светлана

            Благодарю!

            Ответить
  30. Таня

    Здравствуйте, скажите пожалуйста как решить задачу. Известно, что рецессивные гены гемофилии и дальтонизма находятся в X-хромосоме, расстояние между ними определено в 10 сантиморганид. Здоровая девушка, мать которой дальтоник, а отец-гемофилик, выходит замуж за мужчину, все родственники которого здоровы. Определить, какова вероятность появления в этой семье здоровых детей (мальчиков и девочек).

    Ответить
    • Борис Садыков

      Таня, эта задача под № 7 разбирается в моей платной книге «Как научиться решать задачи по генетике» в главе «Решение задач на наследование сцепленное с полом».

      Ответить
  31. Екатерина

    Помогите решить задачу. При скрещивании кур с белоснежным пухом (рецессивный признак) и гороховидным гребнем (доминантный признак) с петухом, имеющим кремовый пух и простой гребень, получены — 123 с кремовым пухом и гороховидным гребнем, 117 — с белоснежным пухом и простым гребнем. Определить генотипы родителей и потомства.

    Ответить
    • Борис Садыков

      Екатерина, Вашу задачу не стоит решать вовсе. Такого задания существовать не может.
      Во-первых, эти два указанных признака цвет пуха и форма гребня у кур не являются сцепленными, то есть задачу следовало бы решать как на обычное дигибридное скрещивание, а у Вас она трактуется как на сцепленное наследование.
      Во-вторых, в условии напутано и с рецессивностью-доминантностью признаков. Белый цвет пуха на самом деле является доминантным по отношению к кремовому цвету пуха.
      И, наконец, в-третьих, от скрещивания курицы с генотипом AaBb (а ее генотип мог быть только такой, так как в потомстве есть особи с генотипом aabb) c петухом с генотипом aabb, должно получиться не два типа потомства, а четыре типа: AaBb, Aabb, aaBb, aabb примерно в равном соотношении.
      Что за источник, откуда взято условие этой задачи сразу с тремя казусами?
      Екатерина, если хотите хорошо разобраться с решением задач, приобретите мою платную книжицу «Как быстро научиться решать задачи по генетике».

      Ответить
  32. Маргарита

    Рахит, устойчивый к витамину D (гипофосфатемия), наследственная болезнь, обусловленная доминантным геном, находящимся в Х-хромосоме. В семье, где отец страдает этой болезнью, а мать здорова, имеются 3 сына и 3 дочери. Сколько среди них больных?
    А- рахит
    а-здоров
    Р: Х(А)Х(а) х Х(А)У
    G: Х(А),Х(а) х Х(А),У
    F1: Х(А)Х(А)здоровая девочка, Х(А)Х(а)здоровая девочка-носитель, Х(а)У здоровый мальчик, Х(А)У больной мальчик .

    Подскажите пожалуйста, правильно ли я решила задачу, и помогите ответить на вопрос поставленный в ней.
    Заранее, огромное спасибо.

    Ответить
    • Борис Садыков

      Маргарита, во-первых, ваша задача не на сцепленное наследование (когда изучаются как минимум два признака, находящиеся в одной хромосоме и наследуемые сцеплено друг с другом), а на наследование сцепленное с полом (так как изучаемый единственный признак находится в половой хромосоме Х).
      Во-вторых, задача Вами решена совсем неверно. Как же можно было записать генотип матери гетерозиготным? Вы же правильно обозначили изучаемый признак большой буквой А, так как он доминантный. Генотип отца записали правильно ХАY, так как он больной. Но и мать с генотипом ХАХа Вы тоже наградили этой болезнью. То есть генотип здоровой матери мог быть только ХаХа.
      Поэтому все девочки в этой семье всегда будут только больными с генотипом ХАХа, а все мальчики всегда здоровы ХаY.
      А, наконец то я понял в чем ваше заблуждение. Вы эту задачу решили по аналогии с дальтонизмом или гемофилией (использовали слово «носительница»). Но дальтонизм и гемофилия действительно наследуются одинаково («сидят» в Х хромосоме и являются рецессивными признаками), а вот гипофосфатемия, сцепленная с полом, обусловлена доминантным аллелем.
      Маргарита, приобретите мою платную книжку «Как быстро научиться решать задачи по генетике» и будет Вам счастье.

      Ответить
  33. Мария

    Здравствуйте! Где только не просила помощи, везде тишина полнейшая! Поможете?
    У человека гены, контролирующие группы крови в системе AB0 и ген дефекта ногтей и коленной чашечки, локализованы в одной аутосоме. Частота кроссинговера между этими генами у женщин 14% у мужчин 8%. Группы крови в системе MN обусловлены геном аутосо¬мы. Определите вероятность различных фенотипов у будущих детей супружеских пар:
    а) жена с группой крови MN и II (у ее отца была I группа крови) с дефектом ногтей и коленной чашечки (ген унаследован от отца); у мужа группа крови М и IV;

    Ответить
    • Борис Садыков

      Мария, задача, подобная этой, подробно разбирается в моей платной книжке «Как быстро научиться решать задачи по генетике».

      Ответить
  34. Ирина

    Здравствуйте! Спасибо за быстрый отклик. У меня к этим задачам спортивный интерес. Если скрещивают две дигетерозиготы и решать через решетку пеннета, то учитывать кроссоверные особи (получающиеся от слияния кроссоверных и не кроссоверных гамет, а также от слияния кроссоверных с кроссоверными гаметами) надо все равно исходя из 2% ?

    Ответить
    • Борис Садыков

      Конечно, Ирина, в том то и дело, что решетка хотя и 4 х 4, но не обычная, а из-за неравного количества гамет (доля одних больше 25%, других меньше 25%). Поэтому соотношение потомков будет совсем другое, то есть не такое, как при независимом наследовании и надо очень много чего складывать и вычитать.

      Ответить
  35. Ольга Крашенинникова

    Борис Фагимович, добрый день!
    Совершенно случайно зашла на вас сайт, но нашла очень много интересного и полезного для себя!
    Стала решать задачу на сцепленное наследование про пшеницу с кроссинговером. И мне не совсем понятно, как получается 74,5% особей, восприимчивых к СР и МР. Не могли бы вы выслать более подробное объяснение?
    150 руб. за решение этой задачи перечислила на указанный в блоге телефон. Заранее спасибо!
    С уважением, Крашенинникова Ольга

    Ответить
    • Борис Садыков

      Здравствуйте, Ольга!
      Спасибо Вам за перевод.
      Решил объяснение этой задачи значительно расширить, так как возможно, что и другим не все в ней понятно было. Если остались вопросы, пожалуйста, спрашивайте.
      Всего наилучшего.

      Ответить

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

4 × 4 =