САДЫКОВ БОРИС ФАГИМОВИЧ, к.б.н., доцент. Email: boris.sadykov@gmail.com. +7 (927)-32-32-052
САДЫКОВ БОРИС ФАГИМОВИЧ, к.б.н., доцент. Email: boris.sadykov@gmail.com. +7 (927)-32-32-052

Задачи на дигибридное скрещивание

Здравствуйте, уважаемые читатели блога репетитора биологии по Скайпу biorepet-ufa.ru.

В предыдущей статье  мы   говорили о заданиях линии С6 в целом. Начиная с этого поста будут разбираться  конкретные задачи по генетике, которые входили в тестовые задания прошлых лет.

Иметь хорошее представление  о такой биологической дисциплине как генетика  — наука о  наследственности и изменчивости —  просто необходимо для жизни. Тем более, что  генетика в нашей стране имеет такую многострадальную историю…

Подумать только, Россия из лидирующей страны в области изучения генетики в начале ХХ века, превращается  в дремучего монстра по вытравливанию из сознания людей даже просто генетической терминологии начиная с конца  30-х до середины  50-х годов.

Разве можно простить режиму умерщвление пытками и голодом величайшего генетика, благороднейшего служителя  народу и науке, создателя Всесоюзного института растениеводства в Ленинграде, академика Николая Ивановича Вавилова (1887 — 1943).

Начнем разбор реальных заданий линии С6 с задач на дигибридное скрещивание, которые требуют знания законов Менделя по   наследованию признаков двух пар аллельных генов (но являющихся по отношению друг к другу неаллельными), находящимися в разных парах гомологичных хромосом, поэтому наследуемых независимо друг от друга.

Самое удивительное, что уровень сложности этих заданий очень различается,  в чем  мы с вами сейчас и убедимся на примерах решения нескольких заданий.

Изучая далее материал этой статьи, благодаря моим подробным объяснениям, надеюсь, что и более сложные задания для вас окажутся понятными. А для более успешного освоения задач на дигибридное скрещивание предлагаю вашему вниманию свою  книжку:

«Как решать задачи на дигибридное скрещивание»

                    Задача 1. Про свиней на дигибридное скрещивание (самая простая)

У свиней черная окраска шерсти (А) доминирует над рыжей (а), длинная щетина (В) — над короткой (в). Гены не сцеплены.Какое потомство может быть получено при скрещивании черного с длинной щетиной дигетерозиготного самца с гомозиготной черной самкой с короткой щетиной. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, потомства, фенотипы потомства и их соотношение.

Сначала   хочу немного  обратить ваше внимание на  такие моменты:

Во-первых, почему  эта задача на дигибридное скрещивание? В задании требуется определить распределение в наследовании двух признаков: окраски шерсти (А или а) и длины (В или в). Причем указано, что гены не сцеплены, то есть изучаемые признаки находятся в разных парах гомологичных хромосом и наследуются независимо друг от друга по закону Менделя. Это значит, что потомство будет образовываться от всех возможных случайных сочетаний гамет, образуемых самцом и самкой.

Во-вторых, именно эта задача на дигибридное скрещивание является самой простой из такого типа заданий. В  ней заранее оговаривается, что изучаемые признаки  не сцеплены. К  тому же, мы сразу можем (без анализа всевозможных сочетаний  рождения потомства)  по данному фенотипу родителей записать их генотип.

Решение:

1) генотипы родителей:

самец АаВb — так как про самца сказано в условии задачи, что он дигетерозиготен, то есть гетерозиготен по обоим изучаемым признакам, то в записи его генотипа по каждому признаку присутствуют: А — доминантный черный цвет шерсти и а — рецессивный рыжий цвет шерсти; В — доминантная длинная щетина и b — рецессивная короткая;

самка ААbb — так как про неё  сказано, что она гомозиготна по цвету шерсти, которая у неё тоже черная, значит записываем только АА, а про длину шерсти не сказано гомозиготна она или гетерозиготна, так как эта информация была бы лишняя !!! (и так понятно, что если у самки шерсть короткая, то она может быть тоже только гомозиготной по этому рецессивному признаку bb).

Конечно, такие длинные рассуждения по поводу записи  генотипа родителей по данному в условии задачи их фенотипу вам приводить не обязательно. Главное, что первым пунктом вы должны указать правильно, ни в коем случае не ошибившись, генотипы обоих родителей.

2) гаметы:

дигетерозиготный самец будет производить с равной вероятностью четыре сорта сперматозоидов  АВ, Аb, аВ, аb (по закону чистоты гамет, как следствие  мейоза,  каждая гамета может иметь только один аллель любого гена. А так как изучается наследование сразу двух признаков, то в каждую гамету мы вписываем по одному аллельному гену каждого изучаемого признака);

дигомозиготная самка (ААbb — как мы выяснили у неё именно такой генотип) будет иметь все одинаковые яйцеклетки — Аb.

3) потомство:

так как все однотипные яйцеклетки самки Аb могут быть оплодотворены любыми четырьмя видами сперматозоидов АВ, Аb, аВ и аb с равной вероятностью, то возможно рождение потомков с такими

четырьмя генотипамиААВb, ААbb, АаВb и Ааbb в соотношении 1 : 1 : 1 : 1 (25%, 25%, 25%, 25%)

и двумя     фенотипами:  А-В-   — черные длинношерстные — 50% и А-bb  — черные короткошерстные — 50% (пробелами записаны те места, где совершенно без разницы для проявления фенотипа какой второй доминантный или рецессивный ген  в этих парах аллельных генов может присутствовать).

Итак, мы полностью ответили на вопросы задания: решение составлено по стандартной схеме (родители, гаметы, потомство), определены генотипы родителей и потомства, определены фенотипы потомства и определено возможное соотношение генотипов и фенотипов потомства.

  Задача 2. Про растение дурман  на  дигибридное скрещивание, но с более сложным условием.

Растение дурман с пурпурными цветками (А) и гладкими коробочками (b), скрестили с растением, имеющим пурпурные цветки и колючие коробочки. В потомстве получены следующие фенотипы: с пурпурными цветками и колючими коробочками, с пурпурными цветками и гладкими коробочками, с белыми цветками и колючими коробочками, с пурпурными цветками и гладкими коробочками. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, потомства и возможное соотношение фенотипов. Установите характер наследования признаков.

Обратите внимание, что в этом задании мы уже не можем сразу однозначно ответить на вопрос о генотипе родителей, а значит и сразу расписать полную информацию о гаметах, ими производимых. Это возможно сделать только внимательно проанализировав информацию о фенотипах потомства.

В ответе еще придется не забыть обязательно указать характер наследования признаков (независимо наследуются признаки или сцеплено). В предыдущем то  задании это было дано.

Решение:

1)  определим сначала пусть и неоднозначно возможные генотипы родителей

Р:     А — bb (пурп., гладк.)   и    А — В —  (пурп., колюч.)

2) также пока неоднозначно выписываем информацию о производимых ими гаметах

G:            Аb,  — b              и           АВ,  А -,  — В,  — —

3) запишем исходя из известного фенотипа потомства их возможные  генотипы

F1   А — В —  (пурп.,колюч.)         А — bb  (пурп., гладк.)

…….ааВ —   (белые, колюч.)        ааbb  (белые, гладк.)

   Теперь,  самые главные сведения, которые мы можем извлечь из всего вышеизложенного:

       а) так как среди потомства есть растения с гладкими коробочками (а это рецессивный признак), то генотипы обоих родителей  обязательно должны иметь ген b. То есть мы уже можем и в генотип второго родителя вписать b (маленькое): А-Вb;

      б) так как среди потомства есть растения с белыми цветками (а это рецессивный признак), то генотипы обоих родителей должны иметь ген а (маленькое);

4) только теперь мы можем уже полностью выписать генотипы обоих родителей: ..…        ………………….. Ааbb      и               АаВb   и   производимые ими………………………………………….

гаметы:     ….    Аb, аb     и         АВ, Аb, аВ, аb

5) поскольку по условию задачи в потомстве были обнаружены все возможные сочетания признаков растений:

………….«с пурпурными цветками и колючими коробочками,

…………..с пурпурными цветками и гладкими коробочками,

…………..с белыми цветками  и     колючими коробочками,

…………..с белыми цветками  и      гладкими коробочками»,

то это возможно лишь при независимом наследовании признаков;

6) поскольку мы определили, что признаки не сцеплены и наследуются независимо друг от друга, то необходимо  произвести  все возможные сочетания скрещиваний имеющихся гамет. Удобнее всего произвести запись используя решетку Пеннета. В нашей задаче она будет, слава богу, не классическая   (4 х 4 = 16), а  всего 2 х 4 = 8:

 G:              АВ                        Аb                        аВ                      аb

Аb            ААВb                    ААbb                     АаВb                  Ааbb

…………..пурп.колюч        пурп.гладк             пурп.колюч          пурп.гладк

ав           АаВb                     Ааbb                     ааВb                   ааbb

………….пурп.колюч        пурп.гладк              бел.колюч             бел.гладк

7) распределение  в потомстве будет

по генотипу:    1 ААВb : 1 ААbb : 2 АаВb : 2 Ааbb : 1 ааВb : 1 ааbb

по фенотипу:   3/8 — пурпурные колючие (А-Вb);

…………………..3/8 — пурпурные гладкие (А-bb);

…………………..1/8 — белые колючие (ааВb);

…………………..1/8 — белые гладкие (ааbb).

          Задача 3. Совсем простая, если разбираться в смысле генетической терминологии 

От скрещивания 2-х сортов ячменя, у одного из которых колос двурядный плотный, а у другого — многордный рыхлый, получили гибриды F1, с двурядным рыхлым колосом. Какие результаты по фенотипу и генотипу получатся в возвратных скрещиваниях, если наследование признаков независимое? Составьте схемы скрещиваний.

Поскольку сказано, что скрещивали сорта ячменя (да чего угодно, «фигурирует» слово сорт), значит речь идет о гомозиготных организмах по обоим изучаемым признакам. А какие признаки здесь рассматриваются:

а) форма колоса и  б) его качество. Да еще и сказано, что наследование признаков независимое, значит мы можем применить  выкладки, следуемые из 3-го закона Менделя для дигибридного скрещивания.

Также сказано и то, какими признаками обладали гибриды в F1 . Они были с двурядным рыхлым колосом — значит эти признаки и являются доминантными над многорядностью и плотностью колоса. Поэтому мы можем теперь  вводить обозначения аллелей генов этих двух изучаемых признаков и не ошибемся в правильности использования больших и малых букв алфавита.

Обозначим:

аллельный ген двурядного колоса А, а многорядного — а;
аллельный ген рыхлого колоса В, а плотного — b,
тогда генотипы исходных двух сортов ячменя будут выглядеть так: ААbb и aaBB. От их скрещивания   в F1  получатся гибриды: AaBb.

Ну а теперь уж провести возвратные скрещивания гибридов AaBb с каждой из исходных родительских форм по отдельности с AAbb, а потом и с aaBB, уверен, ни для кого не составит труда, не правда ли?

                                  Задача 4. «Не рыжий, вовсе я не рыжий, не рыжий я, а  золотой»

Женщина с карими глазами и рыжими волосами вышла замуж за мужчину с не рыжими волосами и голубыми глазами. Известно, что у отца женщины глаза были карие, а у матери — голубые, у обоих — рыжие волосы. У отца мужчины были не рыжие волосы и голубые глаза, у матери — карие глаза и рыжие волосы. Какими являются генотипы всех указанных людей? Какими могут быть глаза и волосы у детей этих супругов?

Аллельный ген, ответственный за проявление карего цвета глаз обозначим А (это всем хорошо известно, что карий цвет глаз доминирует над голубым цветом), а аллельный ему ген голубых глаз, соответственно, будет а. Обязательно одна и та же буква алфавита, так как это один признак — цвет глаз.

Аллельный ген не рыжих волос (цвет волос — второй изучаемый признак) обозначим В, так как он доминирует над аллелем, отвечающим за проявление рыжей окраски волос — b.

Генотип женщины с карими глазами и рыжими волосами мы можем записать сначала неполностью, а так А-bb. Но так как сказано, что её отец был кареглазый с рыжими волосами, то есть с генотипом А-bb, а мать её была голубоглазая и тоже с рыжими волосами (ааbb), то второй аллель женщины при А мог быть только а, то есть её генотип будет Ааbb.

Генотип голубоглазого мужчины с не рыжими волосами можно сначала записать так: ааB-. Но так как у его матери были волосы рыжие, то есть bb, то второй аллельный ген при В у мужчины мог быть только b. Таким орбразом, генотип мужчины запишется aaBb. Генотипы его родителей: отца — aaB-; матери — А-bb.

Дети от брака анализируемых супругов Ааbb x aaBb (а гаметы соответственно: Ab, ab и aB, ab) будут с равновероятными генотипами AaBb, Aabb, aaBb, aabb или по фенотипу: кареглазые не рыжие, кареглазые рыжие, голубоглазые не рыжие, голубоглазые рыжие в соотношении 1:1:1:1.

*************************************************************************                                            

Да, теперь вы сами видите какие неравноценные по сложности могут быть задания. Несправедливо, да несправедливо, отвечаю я, как репетитор ЕГЭ по биологии. Нужна удача, да нужна удача!

Но согласитесь, что удача окажется полезной лишь для тех, кто реально «в теме». Без знания законов наследственности Грегора Менделя невозможно решить и первое задание, поэтому вывод может быть один: «учиться, учиться и учиться».

В следующей статье репетитора биологии по Скайпу разберем задачи на сцепленное наследование, которые правильно решают еще меньшее количество учащихся.

Для тех, кто хочет хорошо  разобраться как надо решать задачи по генетике на дигибридное скрещивание, могу предложить свою  книгу: «Как решать задачи на дигибридное скрещивание«

***************************************

У кого будут вопросы к репетитору биологии по Скайпу, обращайтесь в комментариях. У меня на блоге вы можете приобрести  ответы на все тесты ОБЗ ФИПИ за все годы проведения экзаменов  по ЕГЭ и ОГЭ (ГИА).

Репетитор по биологии Садыков Борис Фагимович, 1956 г. рождения. Кандидат биологических наук, доцент. Живу в замечательном городе Уфе. Преподавательский стаж с 1980 года. Репетитор биологии по Скайпу.
Е. Единый Государственный Экзамен (ЕГЭ) | аллельные геныгаметыгенетикагенотипгетерозиготностьгомозиготностьдигибридное скрещиваниеЗадания линии С6задачи на дигибридное скрещиваниенеаллельные генынезависимое наследование признаковрепетитор биологии по Скайпурепетитор ЕГЭ по биологиирешетка Пеннетасочетание гаметфенотип потомствахарактер наследования признаков | 24 комментария
Отзывов (24)
  1. Александр

    Здравствуйте.Помогите пожалуйста с задачей Голубоглазый правша женился на кареглазой левше. У них один ребенок: голубоглазый левша. Определите генотипы родителей, зная, что ген кареглазости и праворукости – доминантен.

    Ответить
    • Борис Садыков

      Здравствуйте, Александр! Это самая простая задача на дигибридное скрещивание. Чтобы родился ребенок только с рецессивными аллелями, родители должны быть гетерозиготами по доминантным признакам. Если обозначить А — карие глаза, а — голубые; В — правша, b — левша. Генотипы родителей ааВb х Ааbb. Только при таких генотипах родителей возможно рождение ребенка с генотипом ааbb.

      Ответить
  2. Александра

    Здравствуйте. Помогите пожалуйста с задачей. Белозерный сорт овса скрещивался с чернозерным. Гибриды оказались чернозерными. При скрещивании гибридов между собой получились примерно 3000 черных, 752 серых и 250 белых. Сколько черных зерен среди потомства второго поколения полностью гомозиготны.

    Ответить
    • Борис Садыков

      Здравствуйте, Александра! Эта задача не на дигибридное скрещивание (где же здесь два изучаемых признака, признак один — цвет зерна овса). Но при моногибридном скрещивании мы должны были бы получить от скрещивания гибридов во втором поколении всего два фенотипа потомства в соотношении 3:1. Здесь же мы видим соотношение потомства, близкое к 12:3:1. Читайте мою книгу «Задачи по генетике на взаимодействие неаллельных генов» в каком случае возможно такое соотношение фенотипов в потомстве от скрещивания гибридов между собой (это доминантный эпистаз).

      Ответить
      • Василий

        Но если участвуют два неаллельных гена, то думаю, задача по структуре все-таки на дигибридное скрещивание.

        Ответить
        • Борис Садыков

          Василий, в традиционном понимании в заданиях на дигибридное скрещивание изучается ДВА различных признака и от скрещивания дигетерозигот друг с другом мы ВСЕГДА получим расщепление фенотипических классов в потомстве в соотношении 9:3:3:1. В этом задании получено другое расщепление в потомстве. И в этом задании изучается не два признака, а ОДИН. Но этот признак определяется не одной парой аллельных генов, а ДВУМЯ парами неаллельных друг другу генов. Василий, это совсем другая «песня». Это совершенно отдельная часть генетики по взаимодействию двух (при комплементарии и эпистазе) или более пар неаллельных генов (при полимерном наследовании), но фенотипически ответственных за определение одного и того же признака. Вот книга, всё разложено «по полочкам».

          Ответить
  3. Алина

    Здравствуйте, можете дать подсказку как решить задачу.
    Дано: А — норма, а — гипертрахия, ген а находится в Y хромосоме; В — норма, b — дальтонизм, ген b находится в X хромосоме. Найти: F1, если женщину дальтоника с гипертрахией скрестили с мужчиной с гипертрахией и нормальным зрением.

    Ответить
    • Борис Садыков

      Здравствуйте, Алина! Есть генетическое заболевание гипертрихоз — избыточный рост волос. Заболевание носит рецессивный характер и сцеплено с Y хромосомой. Может быть Ваш термин это тоже самое? Но задача какая-то не серьёзная. Если сказано. что заболевание «сидит» в Y хромосоме, то не может быть женщины с таким заболевыанием (у женщин нет Y хромосомы). Да и в задачах по генетике «скрещивают» кроликов, быков с коровами, но женщин с мужчинами не скрещивают (они вступают в брак).

      Ответить
  4. Валерия

    Здравствуйте, помогите пожалуйста с решением!
    Определить генотип черного кролика с маленькими ушами и длинным хвостом, если черный цвет и длинный хвост — доминантные признаки, маленькие уши — рецессивный признак.

    Ответить
    • Борис Садыков

      Здравствуйте, Валерия! Это называется не «помочь», а «дайте списать», потому что задание самое простейшее, если прочитать мою книжку. Обозначим аллели генов указанных фенотипов кролика: А — цвет, В — длина ушей, С — длина хвоста. Генотип кролика с черным мехом, с маленькими ушами и длинным хвостом может быть таким: AAbbCC, AabbCC, AAbbCc или AabbCc.

      Ответить
  5. Алена

    Здравствуйте, помогите пожалуйста в решении задачи!!!
    Скрещивая растения левкоя с фиолетовыми цветками с растением, имеющим белые цветки, садовод обнаружил в первом поколении 102 растения с фиолетовыми, 109 с красными, 231 с кремовыми и 420 с белыми цветками. От самоопыления родительского белоцветкового растения все растения оказались с белыми цветками. При самоопылении родительского растения с фиолетовыми цветками в F1 обнаружилось расщепление в отношении: 27/64 с фиолетовыми : 9/64 с красными : 12/64 с кремовыми : 16/64 с бе­лыми цветками. Объясните расщепления. Как наследуется окраска цветков у левкоев? Определите генотипы всех растений, использованных в скрещиваниях.

    Ответить
    • Борис Садыков

      Здравствуйте, Алена! Как было бы просто, если бы эта задача была (как Вы подумали) на дигибридное скрещивание! Это задание из разряда взаимодействия неаллельных генов, отвечающих за один признак. К тому же, для решения этой задачи надо хорошо разобраться и с комплементарным, и с эпистатическим взаимодействием генов (оба эти типа взаимодействий «засунули» в эту задачу). У меня на блоге продается книжица «Задачи по генетике на взаимодействие неаллельных генов». В ней не только приводится подробное разъяснение решения этой задачи, но есть и вводная часть. Во введении я постарался в доступной форме изложить материал по всем типам взаимодействия неаллельных генов.

      Ответить
  6. Нина

    Уважаемый преподаватель! Вы делаете качественный ресурс, наверняка востребованный. Небольшое уточнение по поводу интерпретации ответов (задачи на дигибридное скрещивание): получаете, например, вероятность рождения с таким-то признаком [Вы считаете в СЕМЬЕ?] 25%, а ведь это вероятность рождения для каждого ребёнка рассчитана, а не % от всех детей с таким признаком в данной семье.

    Ответить
    • Борис Садыков

      Здравствуйте, Нина!
      Извините, но я не понял в чем заключается Ваше дополнение? Да, действительно, 25% — это теоретически рассчитанная вероятность рождения ребёнка с таким-то фенотипом в данной семье. Может быть Ваше замечание касается какой-то конкретной задачи?

      Ответить
  7. Дарья

    Здравствуйте! Будьте любезны мне помочь.
    1 Задача.
    Белый цветок опылили пыльцой красного(домин.признак)
    Найдите генотипы родительский форм F1 F2
    2 Задача.
    Рыжая кошка скрещивается с чёрным котом (доминантный признак)
    Найти генотипы родителей и их потомства F1.Рассмотрите несколько вариантов
    Огромное Спасибо!

    Ответить
    • Борис Садыков

      Даша, я решаю задачи не бесплатно.
      Задача 1. Даша, разберитесь хоть чуть-чуть, что значит моно- и дигибридное скрещивание. Зачем простейшее задание на моногибридное скрещивание Вы помещаете в комментарии к дигибридному скрещиванию? Конечно в вопросе вашей задачи сделана опечатка. Надо изменить вопрос: «Найдите генотипы родительских форм Р1 и Р2». Обозначим А — аллельный ген, ответственный за проявление красной окраски цветков. а — аллельный ему ген,ответственный за проявление белой окраски.
      Р1: аа х АА (генотип этого родителя может быть гомозиготным)
      G:..a…..A
      F1: Aa — все потомство будет единоообразным и по генотипу (Аа), и по фенотипу (все красные).
      P2: aa x Aa (генотип второго родителя может быть и гетерозиготным)
      G:..a…A,a
      F2: Aa,aa будет расщепление в потомстве 1:1 и по генотипу, и по фенотипу (красные:белые).

      Задача 2. Даша, откуда эти Ваши «неправильные» задания? Черная и рыжая окраска шерсти у кошек — это признак, сцепленный с полом, а именно с половой хромосомой Х. Смотрите статью на этом блоге «Сцепленное с полом наследование» в категории «Решение генетических задач», задача № 2. Ну раз требуется несколько вариантов решения, давайте решим ее неправильно как не сцепленную с полом. Обозначим (снова пишу, что это неверно, пусть будет на совести составителей задания): А — черный цвет шерсти, а — рыжий (на самом то деле все наоборот: доминирует рыжий аллель над черным и эти аллели «сидят в Х хромосоме).
      1. P: BB x bb
      G:….B….b
      F: Bb — все котята черные.
      2. P: Bb x bb
      G:…B,b….b
      F: Bb, bb — черные и рыжие котята в соотношении 1:1.
      Я потратил почти полчаса и совсем не возражаю получить 250 рублей на свой мобильный.

      Ответить
  8. Мика

    Здравствуйте уважаемый админ! Я благодарна вам за создание такого сайта. Я учусь на фельдшера и у меня экзамен по биологии и там задачи на генетику… Я на этом сайте могу решить и проверить все задачи правильно ли я решила и если есть ошибки? то я могу исправить себя. Спасибо вам огромное. с/у Мика…

    Ответить
    • Борис Садыков

      Мика, спасибо. Желаю, чтобы учеба и будущая работа были Вам только в радость!

      Ответить
  9. Алина

    Здравствуйте, Борис Фагимович, не могли бы вы мне помочь решить задачи:
    1. Сколько и какие типы гамет образует организм генотипа АаВbCcDd?
    2. Муж и жена имеют вьющиеся (А) и темные (В) волосы. У них родился ребенок с вьющимися (А) и светлыми (В)волосами. Каковы возможные генотипы родителей?

    Ответить
    • Борис Садыков

      Здравствуйте, Алина!
      1. Сколько бы не было записано признаков (разных букв) в анализируемом генотипе, количество гамет всегда определяется по формуле 2 в степени, равной количеству гетерозиготных аллелей. В этой задаче все записанные разные признаки (их 4) являются гетерозиготными. Значит организм с данным генотипом при мейозе и образовании половых клеток образует 2 в 4 степени = 16 видов разных гамет: ABCD,ABCd,ABcD,ABcd, AbCD,AbCd,AbcD,Abcd, aBCD,aBCd,aBcD,aBcd, abCD,abCd,abcD,abcd.
      2. Здесь в условии задачи явно напутали. Если В — ген темных волос, то b — ген светлых волос (а у Вас после «светлыми» снова написано «(В)». Так как у родителей с доминантными признаками родился ребенок со светлыми волосами, то есть с генотипом bb, значит по этому признаку оба темноволосых родителя были гетерозиготными Вb. А вот по первому признаку — форме волос, родители могли быть как гомозиготными, так и гетерозиготными, то есть AABb или AaBb.

      Ответить
  10. Катерина

    Хочу привести краткое,но,надеюсь,верное оформление второй задачи=)
    P ♀ Ааbb x ♂АаВb
    G Аb аb АВ Ab aB ab
    F1 ААВb,Ааbb,ААbb,АаВb
    АаВb,ааbb,Ааbb,ааВb
    Ответ:1)генотипы родителей:Ааbb,АаВb
    2)генотипы потомства:1ААВb:1ААbb:2АаBb:2Ааbb:1ааВb:1ааbb
    3)соотношение фенотипов:пурпурные колючие=37,5%
    пурпурные гладкие=37,5%
    белые колючие=12,5%
    белые гладкие=12,5%
    P.S.генотипы сместились=)первые две — первого организма, последние четыре — второго организма…=)
    я могу на экзамене такой ответ предоставить или этого не достаточно?)

    Ответить
    • Борис Садыков

      Да, Катерина, решение правильное, только надо учесть, что с 2012 года изменены требования к оформлению решений задач по генетике: уже недостаточно для получения 3 баллов только предоставления одной схемы решения. Необходимо давать полное письменное пояснение всех производимых действий: что, почему, откуда и как.

      Меня очень смутила первая часть Вашего постскриптума. Что там в оформлении «сместилось»? Пишите явно о гаметах, которые всегда гаплоидные, но, видимо, НЕЧАЯННО, «обозвали» их «генотипами», которые всегда диплоидные. За такую «чудовищную ошибку», обнаруженную экспертами при проверке Вашей работы, Вам за идеально решенную и правильно оформленную задачу, могут поставить 0 баллов.
      Видите, насколько надо быть внимательным при написании любого генетического термина!!!

      Ответить
      • Катерина

        ой,какая ужасная ошибка…=))конечно я имела ввиду гаметы…=)я хотела,чтобы под каждым генотипом родителей были строго их гаметы,а они сместились=)растерялась,что вы поймёте меня неправильно…поторопилась и написала чушь…=)это вообще моя частая ошибка…тороплюсь=)

        Ещё вопросик…Иногда в задания С6 просят обосновать какое-либо явление,а иногда ничего не просят…так вот когда НЕ просят,стоит ли объяснять какой закон я использовала при составлении схемы и решения задачи?

        Ответить
        • Борис Садыков

          Катя — мне то абсолютно было понятно, что Вы имели ввиду «гаметы», а нечаянно написали «генотипы» (склоняли то Вы далее существительные женского рода: «первые две», а не «первых два», если бы действительно имели ввиду генотипы). Я ВЫПЯТИЛ Ваш этот ляп, только для того, чтобы показать на этом примере недопустимость терминологических описок в будущем на экзаменах!

          По второму вопросу. Если Вы обоснуете то, чего Вас в задании и не просят (а не просят в том случае, если из условия задания это и так очевидно), то за это Вам ничего не будет. А, если не обоснуете то, что просят, то это как минимум потеря одного балла.

          Ответить

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

1 × 1 =