САДЫКОВ БОРИС ФАГИМОВИЧ, к.б.н., доцент. Email: boris.sadykov@gmail.com. +7 (927)-32-32-052
САДЫКОВ БОРИС ФАГИМОВИЧ, к.б.н., доцент. Email: boris.sadykov@gmail.com. +7 (927)-32-32-052

Значение закона гомологических рядов наследственной изменчивости

Здравствуйте, уважаемые читатели блога репетитора биологии по Скайпу  biorepet-ufa.ru.

Полагаю, что тот, кто попал на эту страничку, набрав в поисковике «закон гомологических рядов наследственной изменчивости», вовсе не нуждается еще лишний раз увидеть  саму формулировку закона. Этот закон одинаково сформулирован во всех руководствах (иллюстрация слева) и мало что дает для понимания его сути.

Поэтому в этой короткой заметке я не буду даже давать определение закону гомологических рядов наследственной изменчивости, установленному выдающимся ученым-генетиком ХХ века Николаем Ивановичем Вавиловым.

По своему опыту репетитора биологии знаю, что многим учащимся остается неясным  сама суть этого закона и, тем более, совсем не ясно  какое он может иметь практическое значение.

Не хочу сказать, что закон гомологических рядов наследственной изменчивости Н.И.Вавилова для биологии совсем тоже самое, что периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева для химии, но хочется провести некоторую параллель для лучшего восприятия материала.

Помните, когда Менделеев понял суть изменения свойств химических элементов и расположил их в периодической таблице в порядке увеличения их атомной массы, вся  подоплека  его гениальности была в том, что к тому времени было известно не более  половины всех химических элементов. Для неизвестных элементов он оставлял клеточки в таблице пустыми, полагая, что в природе они есть, но лишь пока неизвестны человеку.

О чем же гласит закон гомологических рядов наследственной изменчивости Вавилова? В этом законе речь идет о вероятности протекания мутационной изменчивости в природе. Он установил, что мутации в природе, происходящие под воздействием условий окружающей среды, у близкородственных организмов осуществляются сходным образом. А что значит сходным? Это значит, что зная некоторые различные фенотипические формы, возникших в результате мутационной  изменчивости, у какого-либо одного из видов организмов, можно предвидеть наличие таких же фенотипических форм мутационной изменчивости и у других близкородственных видов.

Какую полезную информацию могут извлечь ученые из этого закона? А вот какую. Поскольку мутации в природе у близкородственных организмов протекают сходным образом, то, допустим, что на какой то момент времени ученым уже известны, например, различные  природные мутантные формы пшеницы, выраженные такими фенотипами как растения  с темным цветом зерна, коричневым, красным, розовым, или белым цветом зерна, то согласно закону гомологических рядов наследственной изменчивости, в природе со временем человеком будут найдены такие же ряды изменчивости цвета зерна и у других злаковых растений.

Гениальные предвидения и Менделеева, и Вавилова на основании открытых ими законов о наличии в природе того, что на данный момент неизвестного человечеству – сбылись.

******************************************************************
У меня на блоге вы можете приобрести  ответы на все тесты ОБЗ ФИПИ за все годы проведения экзаменов  по ЕГЭ и ОГЭ (ГИА).

Репетитор по биологии Садыков Борис Фагимович, 1956 г. рождения. Кандидат биологических наук, доцент. Живу в замечательном городе Уфе. Преподавательский стаж с 1980 года. Репетитор биологии по Скайпу.
Б. Основы генетики | Закон гомологических рядов Вавиловарепетитор биологии по Скайпурепетитор по биологииряды наследственной изменчивости Вавиловасуть закона гомологических рядов | 3 комментария
Отзывов (3)
  1. Фатима

    Огромное спасибо, очень простое и понятное объяснение. Для тупого школьника при подготовке к ЕГЭ то что надо!!!

    Ответить
  2. Александра

    Борис Фагимович, здравствуйте! Я учитель в школе. Недавно стала преподавать Общую биологию. Пока не прочитала эту вашу короткую статью по закону Вавилова, я не понимала, что вовсе не понимала сути этого закона. Спасибо, что так доходчиво объяснили! Теперь и своим учениками могу вполне «внятно» преподнести эту тему.

    Ответить
    • Борис Садыков

      Александра, спасибо за комментарий. Рад за Вас и Ваших учеников.

      Ответить

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

один × 3 =